ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Экскурсия в Минский метрополитен 5 февраля 2016 года

знакомство с историей Минского метро, профессиями машинист, дежурный по станции, работник службы безопасности метрополитена и др.

 В кабине машиниста

 На станции "Могилёвская"

 Сложные приборы управления электропоездом

 Из истории создания метро в Минске


ТЕСТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Учащиеся 9-х классов на факультативном занятии "Профессия моей мечты"
Оцениваем склонность к различным сферам деятельности

Мне нравится…
  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
  3. Выяснять устройство электроприборов.
  4. Читать научно-популярные технические журналы.
  5. Смотреть передачи л жизни людей в разных странах
  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
  20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
  21. Проводить опыты по физике.
  22. Ухаживать за животными, растениями.
  23. Читать статьи по электронике и радиотехнике.
  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
  25. Коллекционировать камни, минералы.
  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
  30. Участвовать в военных играх, походах.
  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
  32. Замечать и объяснять природные явления.
  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
  40. Занимать физической культурой и спортом.
  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
  45. «Читать» географические и геологические карты.
  46. Участвовать в спектаклях, концертах.
  47. Изучать политику и экономику других стран.
  48. Изучать причины поведения других людей, строение человеческого организма.
  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50











1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 - география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.









1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50











1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 - география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.


Оценка склонности к различным сферам профессиональной

деятельности (опросник Л. А. Йовайши)


            Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Инструкция: «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов.
Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» – 0. В случае вашего полного согласия с вариантом «б» и несогласия с вариантом «а» в клетку «б» вносится цифра 3, а в клетку «а» – 0.
Если вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочитаемый для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочитаемый вариант оценивается в 1 балл.
Отвечайте на вопросы не пропуская ни одного из них».

 

Опросник Йовайши


1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет, совершенство форм;
б) их внутренне устройство (как и из чего они сделаны);

2. Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся:
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
б) мужество, смелость, выносливость;

3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту;

4. Какое награждение вас больше бы обрадовало:
а) за общественную деятельность;
б)  за научное изобретение;

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность хотьбы, грациозность участников парада:
б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.);

6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а) чем-либо практическим (ручным трудом);
б) общественной работой (на добровольных началах);

7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:
а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);
б) новых продовольственных товаров;

8. Если ли бы в учебном заведении было два кружка, какой бы вы выбрали:
а) музыкальный;
б) технический;

9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили внимание:
а) на сплоченность коллектива;
б) на создание необходимых удобств;

10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а) литературно-художественные;
б) научно-популярные;

11. Что важнее для человека:
а) создавать себе благополучный, удобный быт;
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство;

12. Для благополучия общества необходимо:
а) техника;
б) правосудие;

13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали:
а) о развитии науки в нашей стране;
б) о достижениях спортсменов нашей страны;

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас бóльшую заинтересованность:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;

15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекала:
а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);
б) работа с машинами;

16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;
б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага;

17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они несут искусство и красоту;
б)то, что они выполняют общественную работу;

18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
а) физика;
б) физическая культура;
19. Что обществу принесет больше пользы:
а) забота о благосостоянии граждан;
б) изучение поведения людей;

20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:
а)  работу с книгами в библиотеке;
б)  работу на свежем воздухе в экспедиции;

21. Представьте, что вы профессор университета. Чему бы вы отдали предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по литературе;
б) опытам по физике, химии;

22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого  вы охотнее поехали бы:
а) как известный спортсмен на международные соревнования;
б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны;

23. Какие лекции вы бы слушали с большим удовольствием:
а) о выдающихся художниках;
б) о выдающихся ученых;

24. Что вас привлекает при чтении книг:
а) яркое изображение смелости и храбрости героев;
б) прекрасный литературный стиль;

25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
б) физической культуре или другой работе, связанной с движением;

26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
а) Поповым и Циолковским;
б) Менделеевым и Павловым;

27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить бóльшее внимание:
а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;
б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего;

28. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;
б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека;

29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) главного инженера завода;
б) директора универмага;


30. Как вы считаете, что важнее:
а) много знать;
б) создавать материальные блага.











Бланк ответов








10а


10б

11а
11б
12а
12б
13а
13б


14а

14б
15а


15б
16а


16б
17а

17б
18а
18б
19а


19б
20а
20б

21а


21б
22а
22б
23а

23б

24а

24б
25а


25б


26а

26б
27а
27б
28а

28б


29а

29б

30а

30б


Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
1. Сфера искусства «человек – художественный образ»
2. Сфера технических интересов «человек – техника».
3. Сфера работы с людьми «человек – человек».
4. Сфера умственного труда склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда склонность к подвижной (физической) деятельности.
6. Сфера материальных интересов производство и потребление материальных благ.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми личностью. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые учащимся.

Дифференциально-диагностический опросник (методика Е. А. Климова)


Инструкция
Если бы вам пришлось выбирать из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1
а) ухаживать за животными
б) обслуживать машины, приборы (следить, регулировать
2
а) помогать больным людям
б) составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
3
а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
б) следить за состоянием, развитием растений
4
а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б) доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5
а) обсуждать научно-популярные книги, статьи
б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
6
а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б) тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7
а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
б) управлять каким-либо транспортным средством: автомобилем, трактором, тепловозом и др.
8
а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б) художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9
а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10
а) лечить животных
б) выполнять вычисления, расчеты
11
а) выводить новые сорта растений
б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.)
12
а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать
б) разбираться в чертежах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13
а) принимать участие в работе кружков художественной самодеятельности
б) наблюдать, изучать жизнь микробов
14
а) обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б) оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.
15
а) составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16
а) делать лабораторные анализы в больнице
б) принимать, осматривать больных, беседовать сними, назначать лечение
17
а) красить или расписывать стены помещений, поверхность
б) осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18
а) организовывать культпоходы товарищей или коллег (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.д.
б) играть на сцене, принимать участие в концертах
19
а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20
а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада
б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Бланк ответов












10а


10б

11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а

16б

17а

17б
18а

18б

19а

19б

20а


20б

природа
техника
человек
знак
художественный образ


Опросник профессиональной готовности (ОПГ-6) 

Инструкция
Внимательно прочитайте все 42 высказывания опросника и дайте ответы на три нижеприведенных вопроса, оценив сначала свое умение (1), затем отношение (2) и желание (3):

1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в высказывании?
- Делаю, как правило, хорошо – 2 балла
- Делаю средне                          – 1 балл
- Делаю плохо                           – 0 баллов
2. Какие ощущения у вас возникали, когда вы делали то, о чем говорится в высказывании?
- Положительные (приятно, интересно, легко)            – 2 балла
- Нейтральное (все равно)                                              – 1 балл
- Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)  – 0 баллов
3. Хотели бы вы, чтобы то, о чем говорится в высказывании, было включено в вашу будущую работу?
- Да                 – 2 балла
- Все равно     – 1 балл
- Нет               – 0 баллов

Оцените свои ответы в баллах (от 0 до 2) и занесите в бланк ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку таблицы необходимо поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо ответов поставьте прочерки и попробуйте оценить только свое желание (3).
Читая высказывания, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически». Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если из перечисленных в высказывании действий вы умеете делать что-то одно, то именно это действие вы и должны оценить тремя оценками.

Высказывания
1.    Делать выписки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
2.    Разбираться в физических процессах и закономерностях.
3.    Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и т.п.).
4.    Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5.    Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
6.    Быстро принимать решения в экстремальной ситуации.
7.    Пересказывать тексты и сопоставлять рассказы по заданной теме.
8.    Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
9.    Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
10.    Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
11.    Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
12.    Заключать с людьми (даже близкими) какие-нибудь выгодные соглашения, сделки.
13.    Без особых трудностей работать с иностранными текстами.
14.    Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
15.    Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
16.    Сочинять музыку, песни, имеющие успех у людей.
17.    Организовывать Людей на какие-либо мероприятия.
18.    Нести ответственность не только за себя, но и за работу своих партнеров, компаньонов.
19.    Выполнять задания, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, теоремы, законы.
20.    Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку из мелких деталей.
21.    Регулярно выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.
22.    Публично для многих зрителей разыгрывать роли, поражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
23.    Выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством разных людей.
24.    Торговать чем-либо на рынке, улице, в посреднической фирме.
25.    Выполнять задания, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
26.    Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
27.    Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
28.    Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.
29.    Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
30.    Интересоваться всем новым, необычным.
31.    Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные следствия и закономерности.
32.    Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
33.    Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животных или растений.
34.    Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.
35.    Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
36.    Составлять реальные планы, проекты, как заработать деньги.
37.    Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, чертежи, схемы.
38.    Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения технической или логической задачи.
39.    При работе с растениями или животными переносить ручной труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
40.    Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
41.    Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.
42.    Участвовать в делах, где есть финансовый риск.


Бланк ответов
Высказывание

Вопрос
Высказывание

Вопрос
Высказывание

Вопрос
Высказывания

Вопрос
Высказывания

Вопрос
Высказывания

Вопрос
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



32



33



34



35



36



37



38



39



40



41



42



Знак
Техника
Природа
Образ
Человек
Бизнес
1



2



3



4



5



6








Ключ к листу ответов
Обработка результатов опросника производится следующим образом. Посчитайте количество баллов по столбцам.
Наибольшее количество баллов в 1 столбце свидетельствует об интересе к Профессиям «Человек – знак».
Наибольшее количество баллов в 2 столбце – интерес к профессиям «Человек – техника»; в 3 столбце – к профессиям «Человек – природа»; в 4 столбце – к профессиям «Человек – художественный образ»; в 5 столбце – к профессиям «Человек – человек»; в 6 столбце – к профессиям «Человек – бизнес».
При интерпретации результатов следует обратить внимание на сочетание, согласование «умения», «отношения» и «желания» оптанта, например 2-2-2, 1-2-2 или 2-2-1, за которым скрывается какое-то противоречие. Такой результат может стать предметом анализа профконсультанта.


 Опросник Профессиональных Предпочтений Дж.Холланда


Если вы уже размышляли о выборе профессии, то данный тест поможет вам обосновать свои решения, а также подсказать другие возможные варианты решения вопроса выбора профессиональной сферы.
Внимательно читайте инструкции к субтестам и отмечайте свои ответы.

Бланк ответов
1. Виды деятельности
2. Список различных умений, способностей, навыков
3. Список карьер
Р
И
А
С
П
К
Р
И
А
С
П
К
Р
И
А
С
П
К
1
12
23
34
45
56
1
12
23
34
45
56
1
15
29
43
57
71
2
13
24
35
46
57
2
13
24
35
46
57
2
16
30
44
58
72
3
14
25
36
47
58
3
14
25
36
47
58
3
17
31
45
59
73
4
15
26
37
48
59
4
15
26
37
48
59
4
18
32
46
60
74
5
16
27
38
49
60
5
16
27
38
49
60
5
19
33
47
61
75
6
17
28
39
50
61
6
17
28
39
50
61
6
20
34
48
62
76
7
18
29
40
51
62
7
18
29
40
51
62
7
21
35
49
63
77
8
19
30
41
52
63
8
19
30
41
52
63
8
22
36
50
64
78
9
20
31
42
53
64
9
20
31
42
53
64
9
23
37
51
65
79
10
21
32
43
54
65
10
21
32
43
54
65
10
24
38
52
66
80
11
22
33
44
55
66
11
22
33
44
55
66
11
25
39
53
67
81












12
26
40
54
68
82












13
27
41
55
69
83












14
28
42
56
70
84

1. Виды деятельности, которые отражают широкий круг интересов и установок
Отметьте виды деятельности, которые вам нравятся, подходят или которыми было бы интересно заниматься.

Р – деятельности
1.    Пройти курс обучения работам по дереву.
2.    Работать на легковом автомобиле.
3.    Ремонтировать хозяйственные постройки.
4.    Ремонтировать электроприборы.
5.    Настраивать музыкальную стереосистему.
6.    Мастерить по дому.
7.    Работать на дачном участке.
8.    Пройти курс обучения на автомеханика.
9.    Самостоятельно ремонтировать квартиру.
10.    Решать технические проблемы.
11.    Реставрировать, ремонтировать старые приборы, механические устройства (часы, швейную машину, пишущую машинку и т.п.).

И - деятельности
12.    Работать в научно-исследовательской лаборатории.
13.    Применять математику для решения практических задач.
14.    Изучать научные теории.
15.    Анализировать информацию для разработки новых предложений и рекомендаций.
16.    Читать научные книги и журналы.
17.    Находить решения сложных задач.
18.    Посещать научные музеи.
19.    Систематизировать и классифицировать данные по различным проблемам.
20.    Пройти курс математической статистики.
21.    Размышлять над научными проблемами.
22.    Освоить новую научную дисциплину.

А - деятельности
23.    Играть на музыкальном инструменте.
24.    Писать статьи для журнала или газеты.
25.    Воплощать в драматическое произведение рассказ или художественный замысел.
26.    Играть в ансамбле, группе или оркестре.
27.    Конструировать мебель или одежду.
28.    Писать портреты или заниматься фотографией.
29.    Пройти курсы по дизайну.
30.    Выпускать журнал или газету.
31.    Заниматься рисунком, живописью.
32.    Читать или писать поэтические произведения.
33.    Создавать декоративные произведения (чеканка, резьба, выжигание).

С - деятельности
34.    Работать в сфере социальной поддержки и защиты.
35.    Обучаться на курсах психологии.
36.    Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними.
37.    Дискутировать по вопросам взаимоотношений между людьми.
38.    Обучать других выполнять какую-либо работу.
39.    Изучать социологию.
40.    Участвовать в акциях благотворительности.
41.    Преподавать в учебных заведениях.
42.    Заботиться о детях или помогать пожилым людям.
43.    Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов.
44.    Помогать советами в трудных ситуациях.

П - деятельности
45.    Быть руководителем какого-либо проекта или мероприятия.
46.    Пройти курсы или семинар для руководителей, менеджеров.
47.    Читать о руководителях в бизнесе или правительстве.
48.    Участвовать в политических компаниях.
49.    Организовать собственное дело и управлять им.
50.    Принимать решения в важных и ответственных делах.
51.    Оказывать влияние на других людей.
52.    Участвовать в аукционах, торгах.
53.    Руководить работой других.
54.    Следить за конъюнктурой рынка.
55.    Организовывать и проводить выборные компании.

К - деятельности
56.    Содержать свой рабочий стол и служебное помещение в порядке.
57.    Проводить инвентаризацию материальных ресурсов.
58.    Работать с компьютером.
59.    Вести учет своих доходов и расходов.
60.    Проводить проверку документации или продукции на предмет выявления ошибок или брака.
61.    Проводить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе.
62.    Вести деловую переписку.
63.    Разбираться, создавать компьютерные программы.
64.    Заполнять стандартные формы, подробные анкеты.
65.    Обучаться на бухгалтерских курсах.
66.    Оформлять и печатать деловые бумаги.

2. Список различных умений, способностей, навыков
Запишите номера тех из них, которыми вы обладаете, которые способны осуществить.

Р – умения
1.    Выполнять простой ремонт телевизора, радиоприемника.
2.    Ремонтировать мебель.
3.    Использовать столярные инструменты для работ по дереву.
4.    Читать чертежи, эскизы, схемы.
5.    Провести эклектическую проводку в помещении.
6.    Заменить масло или резину в легковом автомобиле.
7.    Сделать масштабный чертеж.
8.    Посадить и вырастить урожай чего-либо.
9.    Произвести простой слесарный ремонт.
10.    Рассчитать количество материалов, необходимых для проведения каких-либо работ.
11.    Использовать электроизмерительные приборы.

И - умения
12.    Использовать компьютер при изучении научной проблемы.
13.    Разобраться в физических свойствах многих веществ.
14.    Расшифровать простые химические формулы.
15.    Объяснить причины болезни человека.
16.    Использовать математическую статистику для решения научных проблем.
17.    Описать основные функции человеческого организма.
18.    Объяснить с помощью физических законов многие явления природы.
19.    Применять логарифмические таблицы.
20.    Написать реферат по проблеме.
21.    Назвать три блюда с высоким содержанием белка.
22.    Кратко и четко изложить какую-либо научную теорию.

А - умения
23.    Написать рассказ.
24.    Создать рекламный плакат.
25.    Писать красками, акварелью, лепить скульптуру.
26.    Обрисовать или описать человека так, что его можно было узнать.
27.    Создать сценическое воплощение идеи или сюжета.
28.    Написать рекламное объявление.
29.    Разрабатывать дизайны для упаковки продуктов.
30.    Декорировать рабочие помещения учреждений.
31.    Играть в пьесе, спектакле.
32.    Изготавливать несложные украшения для дома.
33.    Выполнить художественный фотоснимок, слайд.

С - умения
34.    Уверенно помогать другим в принятии решения.
35.    Помогать людям, страдающим физическими недостатками.
36.    Выполнять роль хозяина, тамады на праздничных вечеринках.
37.    Доступно объяснять какие-либо вещи другим.
38.    Возглавить групповую дискуссию.
39.    Создать окружающим хорошее настроение.
40.    Свободно разговаривать с любыми людьми.
41.    Тренировать других.
42.    С участием выслушивать проблемы других людей, сопереживать им.
43.    Обучать других чему-либо.
44.    Хорошо разбираться в людях.

П - умения
45.    Организовать работу других.
46.    Объективно оценить собственные достоинства, возможности.
47.    Легко заинтересовать других.
48.    Организовать и управлять компанией по продаже.
49.    Успешно торговать чем-либо.
50.    Уверенно планировать стратегию для достижения какой-либо цели.
51.    Знать, как стать лидером, добивающимся успехов.
52.    Отстаивать свою точку зрения.
53.    Начать собственное дело.
54.    Успешно выступать перед аудиторией.
55.    Развивать в себе желаемые качества.

К - умения
56.    Обрабатывать корреспонденцию и другие документы.
57.    Легко получить необходимую информацию по телефону.
58.    Вести точный учет доходов и расходов.
59.    использовать компьютер для анализа данных бизнеса.
60.    Быстро и без ошибок напечатать текст.
61.    Составлять деловые письма.
62.    Быстро и успешно пользоваться каталогами, таблицами.
63.    Создавать обстановку для деловых встреч.
64.    Объяснить с помощью закона свои юридические права и обязанности в какой-либо ситуации.
65.    Самостоятельно разобраться в незнакомой мне компьютерной программе.
66.    Точно и быстро замечать ошибки в расчетах, текстах.

3. Список карьер в промышленности, бизнесе, государственных учреждениях и различных видах искусства и науки
Выберите и запишите номера тех из них, которые вам нравятся, интересны.

Р – карьера
1.        Плотник.
2.        Фермер.
3.        Автослесарь.
4.        Специалист по электронной аппаратуре.
5.        Лесник.
6.        Шофер.
7.        Сварщик.
8.        Радиоинженер.
9.        Гравировщик, изготовитель печатей, штампов.
10.    Экономист – плановик производства.
11.    Инженер – конструктор по разработке инструментов.
12.    Ювелир, специалист по обработке драгоценных камней.
13.    Инженер – механик.
14.    Оператор энергетической установки.

И - карьера
15.    Инженер – конструктор.
16.    Техник медицинской лаборатории.
17.    Физик.
18.    Химик.
19.    Издатель научного или научно-популярного журнала.
20.    Ботаник.
21.    Хирург.
22.    Антрополог.
23.    Терапевт.
24.    Метеоролог.
25.    Научный работник в области социальных наук.
26.    Биолог.
27.    Научный работник исследовательской лаборатории.
28.    Автор научно-популярных книг, статей.

А – карьера
29.    Писатель.
30.    Фотограф.
31.    Музыкант – аранжировщик.
32.    Художник.
33.    Певец.
34.    Автор художественных произведений.
35.    Музыкант – исполнитель.
36.    Эксперт по живописи.
37.    Журналист.
38.    Модельер одежды.
39.    Издатель газеты.
40.    Актер.
41.    Архитектор.
42.    Дизайнер.

С – карьера
43.    Преподаватель высшей школы.
44.    Сотрудник службы социальной поддержки.
45.    Логопед.
46.    Учитель школы.
47.    Психолог.
48.    Специалист по семейному консультированию.
49.    Инструктор молодежного лагеря.
50.    Консультант по выбору профессии.
51.    Социолог.
52.    Инспектор по делам несовершеннолетних.
53.    Священнослужитель.
54.    Сотрудник службы «телефон доверия».
55.    Менеджер по персоналу.
56.    Психиатр.

П – карьера
57.    Управляющий фирмой.
58.    Управляющий гостиницей.
59.    Директор на радио или телевидении.
60.    Агент по продаже недвижимости.
61.    Страховой агент.
62.    Заведующий отделом маркетинга.
63.    Управляющий магазином.
64.    Адвокат.
65.    Рекламный агент.
66.    Посредник в торговых операциях.
67.    Продавец, работник торговли.
68.    Судья.
69.    Брокер на бирже.
70.    Спортивный тренер.

К – карьера
71.    Экономист.
72.    Счетовод.
73.    Секретарь – референт.
74.    Кассир в банке.
75.    Налоговый инспектор.
76.    Ревизор.
77.    Переводчик текстов.
78.    Оператор ПК.
79.    Инспектор в банке.
80.    Судебный исполнитель.
81.    Программист.
82.    Бухгалтер.
83.    Нотариус.
84.    Библиотекарь.

Обработка результатов
Подсчитать количество подчеркнутых позиций по каждому блоку (Р, И, А, С, П, К). Самое большое количество баллов свидетельствует о том, что этот тип личности у вас доминирует.

Описание типов личности и профессий по Дж.Холланду
Социальный тип (С)
Представители этого типа ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить тесный контакт с окружающей социальной средой, обладает социальными способностями и нуждается в социальных контактах. Чертами характера являются социальность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Предпочитают держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активны, зависимы,  им присуще приспособленчество. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства и умение общаться. Обладают хорошими вербальными и относительно слабыми математическими способностями. Профессиональный выбор – педагогика, социальное обеспечение, психология, медицина, спорт, юриспруденция, социальное обслуживание.
Направленность – люди, общение.
Среда – ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей и обучать других. Работа требует постоянного личного общения с людьми, необходимы способность убеждать, красноречие.
Предприимчивый тип (П)
представители этого типа выбирают цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключениям. Предпочитают «исконно мужские» руководящие роли, в которых они могут удовлетворить свои потребности в доминантности и признании, занятия, связанные с ручным трудом, требующие внимания или интеллектуальных усилий, не привлекают, характерны оптимизм, уверенность в себе. Более привлекательны неясные вербальные задачи, связанные с руководством, статусом и властью. Хорошие организаторские способности, интересуется экономикой, политикой. Профессии – бизнесмен, менеджер, директор, заведующий, журналист, телерепортер, дипломат, юрист, политик.
Направленность – задачи и их решения.
Среда – общение с представителями всевозможных типов в самых разнообразных ситуациях, необходимо умение разбираться в мотивах поведения других людей, красноречие.
Конвенциональный тип (К)
Представители этого типа отдают предпочтение четко структурированной деятельности. Выбирают цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленных состоянием общества, соответственно подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность им не присуща. В некоторой степени характерны консерватизм и зависимость, обладают хорошими навыками общения, а также моторными навыками. Математические способности развиты больше вербальных. Это слабые организаторы и руководители, так как их решения зависят от окружающих людей, хорошие исполнители. Предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса. Профессии, связанные с канцелярией, расчетами, порядком, - экономика, бухгалтерия, банковская служба, контролер – кассир, библиотекарь.
Направленность – порядок, установление порядка.
Среда – экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, канцелярия. Для решения задач, специфических для данной профессиональной среды, необходима способность к обработке конкретной рутинной и нумеральной информации.

Реалистический тип (Р)
Эмоционально стабильный, ориентирован на настоящее, на результат. Мужской тип, активность, агрессивность, конвенциальность в политике, экономике. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использование, направленность на вещи, предметы, объекты. На общение не ориентирован, деловит, логичен, настойчив, сдержан, осторожен. Люди этого типа отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Представитель этого типа охотно избирает профессию механика, электрика, инженера, фермера, зоотехника, агронома, садовода, автослесаря, шофера, зубного техника и т.д. Данному типу в наибольшей мере присущи математические, чем вербальные способности. Психомоторные навыки преобладают над арифметическими и вербальными способностями, хорошие технические способности.
Направленность – вещи, предметы, объекты.
Среда – техника (эксплуатация), сельское хозяйство, военное дело. Его задачи конкретны, их решение предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость. Окружающие занимаются преимущественно техникой, машинами, работа может производиться на воздухе, для ее выполнения требуется физическая сила. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. Беседы кратки и стереотипны.
Интеллектуальный тип (И)
Представители данного типа ориентированы на умственный труд. Не ориентированы на общение, критичны, любознательны, аналитичны, независимы, оригинальны, доверяют себе. Слабая физическая активность. У них преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. размышления о проблеме они могут предпочитать конкретным действиям по ее решению. Нравятся задачи, требующие абстрактного мышления, склонность к полету фантазии и интенсивной внутренней жизни. Предпочитают научные профессии – физик, астроном, ботаник, программист и др. профессии научного труда. Обладает высокоразвитыми как вербальными, так и математическими способностями.
Направленность – идеи.
Среда – характеризуется решением задач в первую очередь предлагающих наличие абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя здесь необходимо уметь передавать и воспринимать сложные конструкции.
Артистический тип (А)
Женственный, несоциальный, оригинальный тип, ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений. Представители этого типа не расположены к видам деятельности, связанными с физической силой, отчетливо структурированным рабочим временем. В общении с окружающими полагаются на свою интуицию, воображение, непосредственные ощущения, эмоции. Уже в молодости для них характерны высокие жизненные идеалы, которые отличаются акцентированием собственного «Я», потребность в самовыражении, избегание однообразной физической работы, неуверенность в себе, женственность. Вербальные способности преобладают над математическими, характерны исключительные способности восприятия и моторики. Профессии творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
Направленность – эмоции, чувства.
Среда – характеризуется решением проблем и задач, предполагающих наличие художественного вкуса и воображения. Более сложные задачи решаются с помощью фантазии, все свои знания, эмоциональную сущность эта среда стремится посвятить достижению конкретной цели.


 Опросник «Трудовой мотивационный профиль» (Л. Шеховцова, О. Шеховцов)


Выберите утверждение, которое более близко вам, с которым вы скорее согласитесь. Представляйте наиболее типичные ситуации.

             1.     На собеседовании по трудоустройству важнее:
а.    проявить себя как человек общительный, способный общаться «по-деловому»;
б.    выяснить, будет ли работа стабильной, надежна ли компания – работодатель.
             2.     Для меня на работе важнее:
а.  свободный график, возможность «реализовать себя»;
б.    стабильность – знание плана работы, предсказуемость событий.
             3.     Чтобы скорее добиться уважения у коллег по работе, надо:
а.    зарекомендовать себя человеком, всегда готовым прийти на помощь, пожертвовать чем-то в интересах коллектива;
б.    проявить себя как высококвалифицированный специалист.
             4.     Я бы скорее выбрал:
а.    «синицу в руках»;
б.    «журавля в небе».
             5.     Большое уважение у меня вызывают люди:
а.    способные зарабатывать хорошие деньги;
б.    ответственные и аккуратные в работе.
             6.     За свой труд я предпочитаю получать:
а.    стабильный гарантированный оклад;
б.    сдельную оплату, зависящую от моих возможностей.
             7.     Если во время совместной работы возникает какая-либо серьезная проблема, то лучше:
а.    решить ее сообща, советуясь с коллегами, и нести ответственность коллективно;
б.    объявить конкурс на лучшее решение проблемы, с предоставлением особых полномочий автору лучшего решения.
             8.     Я считаю, что, как правило, успешной карьеры добиваются:
а.    люди, которые пользуются признанием и авторитетом;
б.    люди, которые постоянно ищут новые, оригинальные решения.
             9.     Я бы скорее предпочел:
а.    стабильную работу, где бы мне приходилось трудиться в одиночестве;
б.    менее надежную работу, но с интересными людьми.
         10.     Если бы я выиграл в лотерее значительную сумму, то я:
а.    вложил бы деньги в какое-нибудь выгодное дело;
б.    отложил бы деньги на «черный день».
         11.     Я считаю более важным, если руководитель на любом уровне:
а.    имеет возможность материально поощрять сотрудников;
б.    имеет возможность уделять много времени сложным профессиональным задачам.
         12.     Если бы мне приходилось работать больше моих коллег, то мне бы было важнее:
а.    чтобы это признали и оценили сотрудники;
б.    чтобы это гарантировало стабильность моего положения в организации.
         13.     В большинстве своем люди стремятся разбогатеть, чтобы:
а.    жить полнокровной, интересной жизнью;
б.    обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне.
         14.     Если бы мне предложили отметить что-либо в интересной компании и с размахом, но при этом мне пришлось бы испытывать определенные финансовые трудности, то я:
а.    согласился и нашел бы средства;
б.    отказался.
         15.     Успешная работа любой фирмы зависит больше от:
а.    хорошо сплоченного коллектива;
б.    возможности для сотрудников развивать свой профессионализм, свободно действовать в интересах дела.
         16.     Если бы у меня было достаточно средств, то я бы предпочел:
а.    открыть свое дело;
б.    приобрести жилье в лучшем районе города, новый престижный автомобиль.
         17.     Я больше получаю удовольствие от:
а.    осознания хорошо сделанной работы;
б.    совместной деятельности с интересными, уважающими меня людьми.
         18.     Чтобы работающие в какой-либо фирме сотрудники были более надежными, надо:
а.    хорошо им платить;
б.    иметь с ними теплые дружеские отношения.
         19.     Если бы мне предложили руководящую должность, то для меня было бы важнее:
а.    чтобы у меня было больше прав, полномочий, законных «рычагов» управления;
б.    чтобы у меня было больше возможностей непосредственного общения с подчиненными.
         20.     Я считаю, что большинство молодежи из тех, кто учится в вузах, делают это, чтобы:
а.    иметь в будущем высокий материальный доход;
б.    чтобы иметь возможность заниматься интересным делом.
         21.     В качестве вознаграждения за хорошую работу я бы предпочел:
а.    значительную премию;
б.    повышение в должности без существенного выигрыша в зарплате.
         22.     В работе дух конкуренции, соревнования:
а.    всегда способствует эффективной работе;
б.    зачастую мешает эффективной работе, вносит ненужные волнения, беспокойства.
         23.     Я считаю, что если и стоит эмигрировать за границу, то скорее потому, что:
а.    экономическая ситуация стабильна и жизненный уровень там значительно выше;
б.    там гораздо больше возможностей зарабатывать достойные деньги.
         24.     Если меня постигают какие-либо неудачи, то я больше склонен:
а.    обратиться за помощью к знакомым, специалистам в этом вопросе, узнать их опыт;
б.     проанализировать свои действия, ошибки, выяснить причины неудачи.
         25.     Мне больше нравится такое состояние, настроение:
а.    состояние покоя, отдыха, когда не нужно думать о насущных проблемах;
б.    состояние предчувствия интересной встречи с друзьями.
         26.     Я бы скорее выразил недовольство своей зарплатой начальству, если:
а.    получал бы меньше остальных, работая при этом не хуже;
б.    считал бы, что мой профессиональный уровень заслуживает большей оплаты.
         27.     Я считаю более эффективным рычагом управления в коллективе:
а.    общественное мнение – когда коллектив осуждает или одобряет какие-либо действия сотрудника;
б.    повышение или понижение в должности, предоставление или лишение каких-либо служебных перспектив.
         28.      При возникающих конфликтных ситуация на работе люди чаще:
а.    руководствуются корыстными целями, материальными выгодами;
б.    пытаются проявить себя, утвердиться в глазах окружающих, отстаивая свою позицию.
         29.     Я бы предпочел такую работу, где я бы получал:
а.    высокий, хотя и нестабильный заработок;
б.    умеренный, но постоянный оклад.
         30.     Если бы мне понадобились дополнительные деньги, то при одинаковых возможностях я бы выбрал:
а.    дополнительный заработок на своей постоянной работе;
б.    гораздо более выгодное, но рискованное предприятие.
         31.     При возникновении каких-либо проблем на работе я обычно предпочитаю:
а.    придерживаться проверенных способов их решения;
б.    находить новые способы решения.
         32.     Пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»:
а.    верна почти всегда;
б.    я бы скорее сказал: «Имей сто рублей, и будет сто друзей».
         33.     Если возникают какие-либо спорные вопросы между коллективом, где я работаю, и руководство, то я скорее:
а.    встану на сторону начальства, рискуя быть осужденным сотрудниками;
б.    приму позицию коллектива, т. к. отношения с коллегами важнее.
         34.     Если бы на работе у меня было свободное от должностных обязанностей время, то я бы предпочел заняться:
а.    организацией своего труда, планированием улучшением условий работы;
б.    получением новых профессиональных знаний, чтением специальной литературы.
         35.     Больше неудобства у меня вызывает:
а.    отсутствие денег;
б.    невозможность решать что-либо самостоятельно, несвобода действий.
         36.     Если мне удается какое-либо сложное дело по работе, то для меня важнее, чтобы:
а.    это узнали и оценили друзья, сотрудники
б.    это оценил человек, являющийся специалистом в этом вопросе.
         37.     Я бы скорее согласился работать во время своего законного отпуска:
а.    за значительное материальное вознаграждение;
б.    если бы от этого зависело мое повышение в должности.
         38.     Я бы предпочел работать с такими людьми, которые:
а.    уважали бы и ценили меня;
б.    были бы опытными профессионалами.
         39.     Для меня на работе важнее:
а.    высокий заработок в настоящее время;
б.    возможность роста, карьера.
         40.     В свой ближайший день рождения я, во-первых, пожелал бы себе:
а.    успехов в работе;
б.    материального благополучия.



Бланк ответов

Вопрос, №
Мотив
Результат
Выбор «а»
Выбор «б»
1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



32



33



34



35



36



37



38



39



40










Ключ к вопроснику ТМП

Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности

Цель: выявить ведущие мотивы профессиональной деятельности.
Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее подходящий для вас. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».
Обработка результатов. Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделено четыре группы:
1 – мотивы собственного труда,
2 – мотивы социальной значимости труда,
3 – мотивы самоутверждения в труде,
4 – мотивы профессионального мастерства.
После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из 4 групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1., 1.2., 1.3. … 1.6; 2.1 … 2.6  и т.д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.


Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности


1. Мне нравится:
а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;
б) учится всему новому, для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;
в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни;

2. Я думаю, что:
а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;
б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;
в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей;

3. Я люблю:
а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в жизни;
б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;
в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим;

4. Я считаю, что:
а) главное в любой работе – это то, что она приносит пользу окружающим;
б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;
в) в жизни главное – это постоянно учится всему новому;

5. Мне приятно:
а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;
б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно;

6. Меня привлекает:
а) процесс приобретения новых знаний и навыков;
б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим;

7. Я уверен в том:
а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;
б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;
в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить;

8. Мне нравится:
а) быть мастером своего дела;
б) делать что-то самому, без помощи взрослых;
в) постоянно учиться чему-то новому;

9. Мне интересно:
а) учиться;
б) делать все то, что заметно окружающим;
в) работать;

10. Я думаю, что:
а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;
б) в любой работе важен результат;
в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется;
11. Мне хочется:
а) заниматься только тем, что мне приятно;
б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо;
в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем;

12. Мне интересно:
а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать не многие;
б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше;
в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание;

13. Я люблю:
а) делать то, что очень всеми ценится;
б)делать любое дело, если мне не мешают;
в) когда мне есть чем заняться;

14. Мне хочется:
а) выполнять любую работу, так как мне интерес ее результат;
б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;
в) выполнять ту работу, которая мне нравится;

15. Я считаю, что:
а) в любой работе самое интересное – это ее процесс;
б) в любой работе самое интересное – это ее результат;
в) в любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей;

16. Мне приятно:
а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;
б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно;
в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения;

17. Меня привлекает:
а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;
б) то, что после учебы я стану нужным человеком;
в)  в учебе то, что она полезна для меня;

18. Я уверен в том, что:
а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;
б) мне всегда будет нравится учиться;
в) после учебы я стану нужным человеком;

19. Мне нравится:
а) когда результаты моей работы видны окружающим;
б) когда я выполняю свою работу мастерски;
в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать не многие;

20. Мне интересно:
а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;
б) делать все то, что заметно для окружающих;
в) если все знают, что я делаю на своей работе.









Бланк ответов
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
10б
13в
14а
14б
11а
13а
13б
15а
15б
15в
14в
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
10в
16в
12б
17б
17в
16а
16б
18б
17а
18в
18а
3.1
3.2
3.3
3.4




12а
19в


11б
19б
20а


4.1
4.2
4.3
4.4


10а


12в
19а


11в
20в
20б






Профессиональная идентичность


Система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность — одна из самых значимых характеристик любого человека. Если взрослого человека просят ответить на вопрос «Кто Вы?», то, как правило, сначала он называет имя и профессию, а уж потом говорит о возрасте, национальности, религиозных убеждениях и т. п. Представление о себе как о носителе определенной профессии — неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-то причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, болезни, выход на пенсию), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию.
Иногда выбор профессии или будущего места учебы кажется легким, сделанным чуть ли не моментально: просто вдруг понял, что стану тем-то, и все. Но на самом деле это решение в таких случаях обычно осуществляется по формуле «одно мгновение плюс вся предшествующая жизнь»: даже если само решение принимается незамедлительно, зависит оно от всего предшествующего жизненного опыта. Поэтому можно сказать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию — значит, отказаться от многих других.
Можно выделить четыре так называемых статуса профессиональной идентичности — «ступеньки», на которых человек находится в процессе профессионального самоопределения.
·       Неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой такую проблему.
·       Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
·       Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
·       Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.
Приведенный ниже тест позволит определить, на какой из этих ступенек находишься ты. А заодно и задуматься над своим отношением к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением.

Методика изучения статусов профессиональной идентичности[1]

Инструкция. Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Внимательно прочитай их и выбери тот, который лучше всего выражает твою точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся тебе равноценными, тем не менее, выбери тот, который в наибольшей степени отвечает твоему мнению. Запиши номера вопросов и выбранный вариант ответа на каждый из них (a, b, c, d). Старайся быть максимально правдивым! Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них «правильный» или «лучший».

1. Меня не беспокоит мое профессиональное будущее.
a) Согласен: еще не пришло время решать, где мне дальше учиться или работать.
b) Согласен, я уверен, что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.
c) Согласен, так как я уже давно все решил по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.
d) Не согласен, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.
2. Мне трудно принять решение, куда пойти получать дальнейшее образование.
a) Согласен, так как меня интересует сразу несколько специальностей, которые хотелось бы получить
b) Согласен, поэтому я лучше прислушаюсь к мнению авторитетного человека (родителя, хорошего знакомого, друга).
c) Не согласен, я уже принял решение о том, где я буду учиться или работать в дальнейшем.
d) Не согласен, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой.
3. Я регулярно изучаю спрос на представителей той специальности, которую я планирую получить.
a) Согласен, ведь от спроса на рынке труда зависит, какую специальность я выберу.
b) Не согласен, поскольку родители знают лучше, какую специальность мне предложить.
c) Не согласен, так как время анализировать спрос на профессии еще не пришло.
d) Не согласен, я уже решил, что все равно получу ту специальность, которую я хочу.
4. Я до сих пор не обсуждал с родителями свои будущие профессиональные планы.
a) Согласен, так как моими родителями уже давно решено, кем я буду, и со мной не советовались по данному вопросу.
b) Не согласен, мои родители как раз постоянно со мной обсуждают мои профессиональные предпочтения.
c) Согласен, у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.
d) Не согласен, мы с родителями давно все обсудили, и я принял решение по поводу своей будущей профессии.
5. Мои родители выбрали мне дальнейшую специальность.
a) Согласен, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.
b) Не согласен, но мы регулярно обсуждаем вопрос моей будущей специальности.
c) Не согласен, поскольку родители не вмешиваются в мои проблемы с выбором профессии.
d) Не согласен, так как выбор специальности был скорее моим самостоятельным решением, чем их.
6. Мне хорошо ясны свои будущие профессиональные планы.
a) Согласен, так как выстроить их мне помогли родители (знакомые), которые являются специалистами в этой профессиональной области.
b) Согласен, поскольку я построил их самостоятельно, основываясь на собственном жизненном опыте.
c) Не согласен, так как у меня пока отсутствуют профессиональные планы.
d) Не согласен, но как раз сейчас я пытаюсь выстроить эти профессиональные планы.
7. На мои профессиональные цели сильно влияет мнение моих родителей.
a) Не согласен, у моих родителей никогда не возникало желания ставить мне профессиональные цели.
b) Согласен, поскольку мои родители с детства говорили мне, кем я должен стать.
c) Согласен, цели еще сформулированы слабо, но окончательное решение будет все-таки принято мной, а не родителями.
d) Согласен, так как родители, конечно, приняли участие в обсуждении этого вопроса, но все-таки решение уже принято мной самостоятельно.
8. Думаю, мне еще слишком рано задумываться над вопросами построения своей карьеры.
a) Согласен, так как моя карьера все равно будет зависеть от решения моей семьи.
b) Согласен, мне и раньше в жизни не приходилось сталкиваться с вопросами построения карьеры.
c) Не согласен, уже настал тот момент, когда нужно выбирать направление своей дальнейшей карьеры.
d) Не согласен, я уже давно и точно решил, каким образом я буду выстраивать свою карьеру.
9. Уже точно решено, какую специальность я хочу получить после окончания школы.
a) Не согласен, так как я еще не думал над своей конкретной специальностью.
b) Согласен, и я могу точно назвать учебное заведение и специальность, которую я получу.
c) Согласен, так как мои родители уже сообщили мне, на кого и где я буду дальше учиться.
d) Не согласен, мне трудно понять, какая специальность подходит именно мне.
10. Друзья советуют мне, какое образование лучше получить.
a) Согласен, мы с ними часто обсуждаем этот вопрос, но я пытаюсь строить свои профессиональные планы самостоятельно.
b) Согласен, и я собираюсь вместе с другом получить одинаковое образование, прислушавшись к его мнению.
c) Не согласен, так как обдумывать свою будущую карьеру нам с друзьями некогда, у нас есть много более интересных дел.
d) Не согласен, я уже принял решение относительно своего будущего, без помощи друзей.
11. Для меня не принципиально, где именно учиться в дальнейшем.
a) Согласен, так как для меня главное — получить специальность, о которой давно мечтаешь, а не конкретное место учебы.
b) Согласен, поскольку уверен, что родители все равно «устроят» меня на хорошую работу после учебы.
c) Согласен, поскольку профессиональная учеба — не главное в жизни.
d) Не согласен, так как от выбора учебного заведения зависит качество моего образования.
12. Я боюсь без совета своих родителей принимать ответственные решения по поводу моей дальнейшей профессиональной деятельности.
a) Согласен, я делаю попытки сориентироваться в профессиональной жизни, но пока затрудняюсь выбрать что-то одно.
b) Не согласен, так как мои родители все равно не хотят и не могут мне ничего посоветовать.
c) Согласен, поскольку мои родители с детства помогают мне, контролируя многие события в моей жизни, в том числе и в плане выбора профессии.
d) Не согласен, свои решения по этому вопросу я уже принял абсолютно самостоятельно.
13. Я не часто думаю над своим профессиональным будущем.
a) Не согласен, над этой проблемой я думаю довольно часто.
b) Согласен, так как я знаю, мои родители сделают так, чтобы у меня в жизни все устроилось отлично.
c) Согласен, думаю мне еще рано над этим размышлять.
d) Согласен, так как я все уже решил для себя и сейчас концентрирую свое внимание на других проблемах.
14. У меня на примете несколько учебных заведений, куда я мог бы пойти учиться.
a) Не согласен, так как мои родители уже определили меня в конкретное учебное заведение, где я дальше и буду учиться.
b) Не согласен, я сам хочу учиться только в одном, вполне определенном учебном заведении.
c) Согласен, я как раз выбираю одно из профессиональных учебных заведений.
d) Не согласен, иногда мне кажется, что я сам не знаю, чего я хочу от будущего.
15. Никакие жизненные проблемы не смогут мне помешать достигнуть поставленных профессиональных целей.
a) Согласен, поскольку знаю, что мои родители сделают все, чтобы эти цели осуществились.
b) Не согласен, у меня пока еще нет профессиональных целей.
c) Согласен, так как я хорошо осознаю свои профессиональные цели и стремлюсь к ним.
d) Не согласен, я еще не до конца понимаю, в чем состоят эти цели.
16. У нас дома часто разгораются бурные дискуссии по поводу моей будущей карьеры.
a) Не согласен, поскольку мои родители по этому вопросу все уже решили, и с ними уже бесполезно спорить.
b) Не согласен, так как мои родители не особо интересуются вопросом моей карьеры.
c) Не согласен, ведь по поводу карьеры я все уже решил сам, и спорить со мной все равно бесполезно.
d) Согласен, я советуюсь с родителями, хотя иногда наши взгляды относительно моего будущего могут расходиться.
17. Меня мало интересует информация о том, как выстраивать карьеру в различных профессиональных областях.
a) Согласен, так как мои родители уже выбрали мне будущую сферу деятельности, и нет надобности собирать какую-либо дополнительную информацию.
b) Согласен, потому что я уже принял решение о том, кем я буду и где буду учиться.
c) Не согласен, я как раз сейчас активно анализирую возможности карьерного роста в различных областях деятельности.
d) Согласен, меня вообще мало интересует информация о том, где и как можно выстраивать карьеру.
18. Я держу на примете несколько профессиональных целей.
a) Согласен, но они были определены заранее моими родителями.
b) Не согласен, у меня всего одна профессиональная цель.
c) Не согласен, я о них пока еще не задумывался.
d) Согласен, таких целей пока несколько, и я не решил, какая из них для меня основная.
19. Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост.
a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее — это множество альтернативных вариантов выбора.
b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.
c) Не согласен, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.
d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.
20. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.
a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.
b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.
c) Не согласен, так как родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.
d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.

Ключ
Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности», которая представлена ниже.

Статусы профессиональной идентичности
№ вопроса
Профессиональная идентичность
Неопределенная
Навязанная
Мораторий
Сформированная
1.
a — 2
b — 1
d — 1
c — 1
2.
d — 1
b — 1
a — 2
c — 1
3.
c — 1
b — 1
a — 2
d — 1
4.
c — 1
a — 2
b — 1
d — 1
5.
c — 1
a — 2
b — 1
d — 1
6.
c — 1
a — 1
d — 1
b — 2
7.
a — 1
b — 2
c — 1
d — 1
8.
b — 2
a — 1
c — 1
d — 1
9.
a — 1
c — 1
d — 1
b — 2
10.
c — 1
b — 2
a — 1
d — 1
11.
c — 2
b — 1
d — 1
a — 1
12.
b — 1
c — 2
a — 1
d — 1
13.
c — 2
b — 1
a — 1
d — 1
14.
d — 1
a — 1
c — 2
b — 1
15.
b — 1
a — 1
d — 1
c — 2
16.
b — 1
a — 1
d — 2
c — 1
17.
d — 2
a — 1
c — 1
b — 1
18.
c — 1
a — 1
d — 2
b — 1
19.
c — 1
b — 1
a — 1
d — 2
20.
a — 1
c — 1
b — 1
d — 2
Сумма





Чем выше сумма баллов, набранная тобой по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к тебе. Интерпретация полученных данных приведена в таблице.

Описание статусов профессиональной идентичности
Статусы ПИ
Характеристика статусов
Суммы баллов
Степень выраженности статуса
Неопределенное состояние профессиональной идентичности
Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.
0—3
Статус не выражен
4—7
Выраженность ниже среднего уровня
8—11
Средняя степень выраженности
12—15
Выраженность выше среднего уровня
16 баллов и выше
Ярко выраженный статус
Навязанная профессиональная идентичность
Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию.
0—4
Статус не выражен
5—9
Выраженность ниже среднего уровня
10—14
Средняя степень выраженности
15-19
Выраженность выше среднего уровня
20 баллов и выше
Ярко выраженный статус
Мораторий (кризис выбора)
Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.
0—4
Статус не выражен
5—9
Выраженность ниже среднего уровня
10—14
Средняя степень выраженности
15—19
Выраженность выше среднего уровня
20 баллов и выше
Ярко выраженный статус
Сформированная профессиональная идентичность
Эти юноши и девушки характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть.
0—2
Статус не выражен
3—5
Выраженность ниже среднего уровня
6—8
Средняя степень выраженности
9—11
Выраженность выше среднего уровня
12 баллов и выше
Ярко выраженный статус

Как использовать полученную в результате этого тестирования информацию? Во-первых, ты узнал «ступеньку», на которой находишься, а значит, можешь предполагать, куда можно «шагать» дальше. А во-вторых, мы надеемся, что ты понял: поиск своей профессии — это такой процесс, который практически неизбежно проходит через этап кризиса (на стадии моратория идентичности). На данном этапе большинство молодых людей испытывают беспокойство по поводу своего профессионального будущего, неуверенность в собственных силах, переживания по поводу неопределенности жизненных перспектив. Если хочешь, чтобы твоя будущая профессия была выбрана осмысленно, ее нужно «выстрадать», пройти через кризис, а не отмахиваться от него, рассуждая по принципу «Пока рано об этом думать» или «О моем будущем позаботятся родители».
Вообще-то если человек приобретает определенную профессию и начинает работать по ней, из этого еще не следует, что у него сформированная профессиональная идентичность. Ведь вполне возможно, что он просто рассматривает работу как способ раздобыть деньги, но отнюдь не считает ее «своим» делом, не связывает ее со своими жизненными целями и ценностями.
Это соответствует статусу диффузной профессиональной идентичности: такой человек не задумывается над смыслом своего труда, он просто делает то, за что ему заплатят. Как правило, он не стремится к самосовершенствованию в сфере труда, не имеет четких профессиональных целей и карьерных планов. Если такому человеку представится возможность заняться чем-то другим, где удастся работать меньше, а получать больше, то он, не задумываясь, сменит не только место работы, но и род занятий.
Нередко встречается и вариант, когда человек приобретает профессию и работает по ней, обладая навязанной идентичностью, то есть этот выбор сделан им несамостоятельно. Тогда он чаще всего начинает воспринимать свою работу как некий долг, обязательство, иногда даже прямо заявляя: «Да, меня не устраивает моя работа. Но я должен ей заниматься — ведь если не я, так кто же?!». Такие люди обычно проявляют высокую верность месту работы: они могут и сменить профессию, но все равно стремятся остаться работать там же, где были раньше.
Возможен и вариант, когда человек «застревает» на стадии моратория профессиональной идентичности, кризиса выбора. Тогда он оказывается «вечным искателем», который меняет множество профессий, но ни на чем не может остановиться. Возникает парадоксальная ситуация: работа интересует такого человека только до тех пор, пока он не достигнет в ней мастерства; как только мастерство достигнуто, ему становится неинтересно и скучно, и он меняет профессию (как впрочем, и место работы), начинает осваивать что-то новое.
Если же у человека сформированная профессиональная идентичность, то он, как правило, искренне заинтересован в том деле, которым занимается, считает его своим призванием. Такой человек обычно достигает высокого уровня профессионализма и знает себе цену. Он уверен в верности своего профессионального выбора и не склонен его изменять, хотя и вполне может менять места работы. Если где-то перед ним откроются более широкие возможности для профессионального роста, чем на прежнем месте работы, то он пойдет туда.

______________
Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.:  Питер, 2006. – С. 143-155.



[1] Методика разработана А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова.


Комментариев нет:

Отправить комментарий