САМООБРАЗОВАНИЕ

ТЕМА

"Тестовые задания как средство развития знаний, умений, навыков учащихся и организации контроля на учебных занятиях по истории и обществоведению"


В наше время идёт активное реформирование системы образования и особенную значимость приобретает личность учителя, который несёт ответственность за качество образования. И для учителя, и для учащегося интересный урок – это урок, который соответствует требованию времени. Такой урок закладывает фундамент для будущего, он актуальный, наполнен деятельностью, он и совсем новый, и не теряет разумной связи с прошлым. Реформа школы направляет учителя на использование всех возможностей урока. Только при таком условии можно говорить о повышении эффективности учебного процесса. Современная педагогика рассматривает образование как процесс, направленный на саморазвитие личности обучающегося, на расширение его возможностей компетентного выбора жизненного пути.[6, с. 118 ] Это, в свою очередь, требует от современного учителя поиска новых методов, приёмов, форм обучения, среди которых большое значение и актуальность приобретают педагогические тесты.




Учебный процесс не может существовать без системы тестового контроля. Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной практике как инструмент для объективной оценки знаний. Последнее десятилетие по этому пути идет и отечественная система образования, активно осваивающая тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным учебным предметам общеобразовательной школы активно внедряются и используются на всех уровнях системы образования.

На мой взгляд, тестовые задания помогают усвоить теоретический материал, развивают общеучебные знания, умения, навыки, учат использовать свои знания на практике, стимулируют самообразование. Тестовые технологии оказывают помощь в разрешении противоречий, с которыми может столкнуться учитель в своей ежедневной деятельности. Например, противоречиями между потребностью государства в качественном образовании и недостаточной разработанностью единых критериев качества образования, между потребностью повышения уровня объективности педагогического контроля и преобладанием традиционных субъективных способов педагогического контроля. Таким образом, тестирование даёт возможность оперативно и беспристрастно выявлять глубину, объём, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков обучающихся.
На мой взгляд, тестовые задания имеют ряд преимуществ:

1) экономят учебное время, отведенное на опрос учащихся;

2) увеличивают количество опрошенных учащихся во время учебного занятия;

3) исключают субъективизм в оценивании;

4) позволяют сочетать контроль с обучением, а также открывают возможность самообразования и самоконтроля;

5) создают ситуацию успеха, повышая интерес к учебной деятельности и уровень мотивации;

6) стимулируют ответственность в учении;

7) способствуют систематизации знаний и повторению ранее изученного;

8) дают информацию о степени усвоения учащимися учебного материала;

9) позволяют дифференцировать процесс обучения;

10) повышают степень конкурентности во время прохождения централизованного тестирования. [4, с. 64]. Таким образом, тестовые технологии несут в себе обучающую, развивающую и воспитательную функции. Учитывая, что с 2004 года централизованное тестирование стало обязательным вступительным испытанием для абитуриентов, я стала разрабатывать тестовые задания систематически и целенаправленно.Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что тестирование превратилось в важный инструмент психолого-педагогических измерений и педагогического мониторинга, играет большую роль в обучении и контроле. Применение обучающих тестов расширяет воспитательные и развивающие возможности тестирования в сфере образования. Внедрение тестовой технологии в образовательную среду является закономерным процессом и насущной потребностью рациональной организации образовательной системы.

В контексте моего педагогического опыта лежит использование обучающего потенциала тестовых заданий для организации текущего контроля, самоконтроля. Создание тестовых систем контроля на уроках истории и обществоведения – это тот вопрос, который я пытаюсь решить в своей педагогической практике. Во время учебных занятий по истории и обществоведению я использую разнообразные виды, типы и формы проведения уроков с использованием тестов, что способствует, во-первых, развитию у учащихся интереса к учебному предмету, во-вторых, более эффективному и качественному проведению занятий. В своей работе я использую следующую типологию тестовых заданий: Первая группа называется « тесты закрытого типа»: альтернативные задания, задания на восстановление соответствия, задания с несколькими вариантами выбора ответа, задания на определение последовательности, задания на группировку исторической информации. Вторая группа – это « тесты открытого типа»: задания с ограничениями на ответы, задания со свободными ответами

Знакомство с тестовыми заданиями начинаю с 5 класса. Они только внедряются в практику учителя и учащегося и пока не имеют систематического характера. Как правило, это несложные тесты по изученному материалу, с целью проверки его усвоения или на этапе актуализации знаний. Например, при изучении темы «Власть римских императоров» учащимся предлагается найти лишнее в предложенном ряду: Тиберий, Сервий Тулий, Нерон, Диоклетиан, Тарквиний Гордый. Учитывая возрастные особенности учащихся и их желание сочетать обучение с игрой, использую тестовые задания с элементами игровой технологии. Это позволяют правила игры «Верю-не верю». Например, при изучении темы «Цивилизация ольмеков» учащиеся отвечают развёрнутыми ответами на вопросы: верите ли вы, что… человек пришёл в Америку пешком..., в Америке водились мамонты и бизоны..., первоначально было освоено и заселено Атлантическое побережье..., охотничье оружие изготовлялось из железа..., в Америке жили ольмеки..., занятие земледелием способствует кочевому образу жизни..., возникновение цивилизации связано с развитием земледелия и т.д.

Тесты для учащихся 5 класса составлены мною по многим параграфам учебного пособия «История Древнего мира» (под редакцией В. С. Кошелева). В зависимости от поставленной цели использую тесты в течение учебного года в нескольких вариантах.
Вариант первый. Использование теста с целью изучения уровня обученности учащихся. В начале учебного года идет знакомство с учащимися, с тем, насколько развиты у пятиклассников общеучебные умения и навыки. Важно определить, каковы свойства памяти, восприятия, воображения. Наконец, насколько развит интерес к учению в целом. В таком случае тест даю непосредственно после чтения или объяснения материала. Проверяю, насколько внимательно слушают учащиеся объяснение учителя или читают материал параграфа, как запоминают услышанное или прочитанное.

Такое тестирование необходимо для планирования дальнейшей работы с пятиклассниками, так как сразу становится очевидным, кто из них требует индивидуального подхода в обучении. Вариант второй. Использование теста с целью проверки домашнего задания. Например, во время опроса домашнего задания по теме «Возникновение греческого полиса», учащимся предлагаются следующие тестовые задания




2. Соотнесите понятия с соответствующим определением
1. Основу древнегреческой цивилизации составили: а) колонии; б) полисы; в) провинции
1.
Полис
А.
Родовая знать, «власть лучших»
2.
Демос
Б.
Простой народ
3.
Аристократия
В.
Город-государство
4.
Гражданин
Г.
Верхний город, обычно строившийся на холме
5.
Акрополь
Д.
Коренной житель полиса
3. 
Что из перечисленного относится к древнегреческому войску: а) гоплит; б) тирания; в) агора; г) оракул; д) фаланга.

4. Закончите предложение: В древнегреческих полисах шла борьба за власть между …

5. Перечислите права граждан полиса: а) ?; б) ?; в) ?



Каку

ю обязанность выполняли граждане полиса?

Вариант третий. Использование тестов в качестве дидактического материала. В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником. Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Для пятиклассников достаточно одного варианта вопросов. Задача учащихся найти правильный ответ и подтвердить его материалом учебника. Здесь нет жесткого ограничения во времени и неважно количество выполненных заданий, здесь идет повторение и закрепление изученного, что необходимо для перевода знаний в долговременную память. Как правило, все учащиеся выполняют работу за отведенное время, кроме того, работа может быть продолжена и завершена дома. Такие задания вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.

Приложение 1. Тесты «закрытого типа»
Типы тестовых заданий
Цель использования на учебном занятии
Примеры
Альтернативные задания
Первичное повторение, закрепление изученного материала
6 клас, гісторыя Беларусі. Тэма «Рэлігія і міфалогія ўсходніх славян”. Адкажыце словамі “так” ці “не”.
1. Славяне ў пачатку сваёй гісторыі былі язычнікамі.
2. Язычніцтва – гэта вера ў аднаго бога
3. Галоўным богам у славян быў Хорс.
4. У свяцілішчы маліліся багам і прыносілі ім ахвяры.
5. Ідалы вобразна адлюстроўвалі продкаў.
9 класс. Обществоведение. Тема «Характер и темперамент человека». Согласны ли вы со следующими утверждениями
1. Слова, жесты, действия позволяют понять характер человека.
2. Интересы интроверта направлены на внешний мир.
3. Характер человека основан на природных задатках и формируется жизненными обстоятельствами
4. Темперамент формируется при конкретных жизненных обстоятельствах
5. В каждом темпераменте есть положительные и отрицательные стороны
Задания на восстановления соответствия
Первичное повторение и закрепление нового материала, систематизация и обобщение учебного материала, проверка знаний.
7 клас, гісторыя Беларусі. Урок абагульнення
Зрабіце суадносіны
Імя князя
Справы
1.
Міндоўг
А.
Перанёс сталіцу дзяржавы ў Вільню
2.
Гедзімін
Б.
Дасягнуў адзінства дзяржавы, прыдумаў герб дзяржавы
3.
Вітаўт
В.
Стварыў беларуска-літоўскую дзяржаву
4.
Альгерд
Г.
Меў тытул вялікага князя, але кіраваў сумесна з братам
5.
Віцень
Д.
Стаў вялікім князем па ўмовах Востраўскага пагаднення
Задания с несколькими вариантами выбора ответа
Первичное повторение, закрепление, систематизация, обобщение, актуализация нового материала, развитие познавательных умений и интереса к предмету, формирования произвольного внимания и памяти, самообразования и самопроверки.
10 класс, обществоведение. Тема «Рынок и рыночная экономика»
1. Какую функцию не выполняет рынок: а) регулирующая; б) развивающая; в) селективная; г) стимулирующая; д) информационная.
2. Конкуренция – это: а) экономическое соперничество; б) вид деятельности по руководству людьми; в) вид деятельности, связанный с реализацией товаров и услуг.
8 клас, гісторыя Беларусі. Тэма «Гарады Беларусі ў другой палове XVII – першай палове XVIII ст.»
1. Мануфактурамі называюцца прадрыемствы, на якіх: а) існавала ручная вытворчасць; б) існаваў падзел ручной працы; в) існавала машынная праца
2. Першыя мануфактуры на Беларусі выраблялі: а) шкло, люстэркі, медныя вырабы; б) паясы, шкляны посуд, шарсцяныя тканіны; в) шаўковыя паясы, шкло, металічныя вырабы.
10 клас, гісторыя Беларусі. Тэма “Абвяшчэнне і стварэнне белларускай дзяржаўнасці”
1. ССРБ была абвешчана: а) 9 сакавіка 1918 г.; б) 16 студзеня 1919 г.; в) 1 студзеня 1919 г.; г) 3 сакавіка 1918 г.
2. Якая з пералічаных дат адпавядае падпісанню Брэсцкага мірнага дагавора?
Задания на определение последовательности
Систематизация, обобщение, проверка знаний, самообразование и самопроверка
8 клас, гісторыя Беларусі. Паўторна-абагульняючы урок «Беларусь у другой палове XVIII ст.»
1. Пастаўце падзеі ў храналагічнай паслядоўнасці: а) паўстанне пад кіраўніцтвам Т. Касцюшкі; б) першы падзел Рэчы Паспалітай; в) прыняцце Канстытуцыі Рэчы Паспалітай; г) трэці падзел Рэчы Паспалітай; д) барацьба з Барскай канфедэрацыяй; е) другі падзел Рэчы паспалітай
Задания на группировку информации
Систематизация, обобщение, анализ информации

7 класс, всемирная история. Тема «Японская цивилизация»
Какие из перечисленных событий относятся к истории Японии в Позднем средневековье?
1) строительство Запрещённого города, 2) завоевания Тимура; 3) межусобные феодальные войны; 4) живопись чёрной тушью.
8 класс, всемирная история. Урок обобщения
1) М. Лютер; 2) Ф. Рабле; 3) Ж. Кальвин; 4) Генрих VIII; 5) Филипп II. Кто из предложенного ряда исторических личностей участвовал в Реформации?


Приложение 2. Тесты «открытого типа»
Типы тестовых заданий
Цель использования на учебном занятии
Примеры
Задания с ограничениями на ответы
Первичное повторение, закрепление, систематизация, обобщение
11 класс, обществоведение. Тема «Конституционные права и обязанности граждан»
1. Права человека:
а) личные;
б) культурные;
в) ?
г) ?
2. Обязанности граждан:
а) оборона Родины;
б) выплата налогов;
в) ?
г) ?
Задания со свободными ответами
Анализ, проблемное задание, формирование собственной точки зрения, самообразование
9 клас, гісторыя Беларусі. Тэма “Адмена прыгоннага права”
Які пункт гледжання на характар і вынікі рэформы падаецца на ваш погляд найбольш дакладным?
1) Рэформа была вымушанай саступкай прыгоннікаў і захавала іх правы;
2) Рэформа была адзіна магчымым кампрамісам паміж прыгоннікамі і лібераламі;
3) Рэформа не палепшыла становішча былых прыгонных сялян;
4) Рэформа прынесла сялянам новыя цяжкасці, таму што праводзілася без уліку іх інтарэсаў;
5) Рэформа вырашыла аграрнае пытанне
Калі вас не задавальняюць прапанаваныя пункты гледжання – сфармулюйце ўласны.

Приложение 3. Тестовые задания для проведения тематического контроля
10 клас. Грамадазнаўства. Абагульняючая работа “Эканамічнае жыццё грамадства”
1. Эканоміка – гэта: а) сфера грамадскага жыцця, якая забяспечвае задавальненне патрэбнасцей людзей у жыццёвых дабротах; б) сродкі, запасы жыццёвых даброт; в) тое, што дадзена чалавеку прыродай і выкарыстоўваецца для вытворчасці неабходных жыццёвых даброт.
2. Размяркуйце паслядоўна фазы эканамічнага цыкла: а) размеркаванне; б) вытворчасць; в) абмен; г) спажыванне
3. Суаднясіце1
1. Банкаўскі чэк
А. Пазыковае грашовае абавязацельства, якое выдаецца пазычальнікам крэдытору і ў якім указваецца сума пазычаных грошай і тэрмін іх вяртання
2. Вэксаль
Б. Дакумент, які замацоўвае правы яго ўладальніка на атрыманне часткі прыбытку акцыянернага таварыства
3. Акцыя
В. Каштоўная папера, якая дае права атрымаць у банку суму грошай
4. Аблігацыя
Г. Каштоўная папера, якая замацоўвае права яе ўладальніка на атрыманне ў вызначаны тэрмін устаноўленай сумы грошай
4. Назавіце адным паняццем
А) від дзейнасці па кіраванні людзьмі на прадпрыемствах
Б) сістэма кіравання вытворчасцю і рэалізацыяй тавараў і паслуг, звязаная з выяўленнем, прадбачаннем і задавальненнем патрэбнасцей пакупніка
В) эканамічнае саперніцтва паміж адасобленымі вытворцамі тавараў за больш выгадныя ўмовы вытворчасці і збыту, за крыніцы сыравіны і г.д.
Г) абясцэньванне папяровых, а таксама электронных грошай, выкліканае перавышэннем колькасці грошай, якія знаходзяцца ў абароце, над іх таварным пакрыццём
5. Зрабіце адпаведныя суадносіны.
А. Формы вытворчасці
Б. Віды рынкаў
В. Адносіны ўласнасці
Г. Рысы рыначнай эканомікі
а) распараджэнне; б) натуральная; в) валоданне; г) свабода гаспадарчай дзейнасці; д) раўнапраўе форм уласнасці; е) карыстанне; ж) вольнае цэнаўтварэнне; з) рабочая сіла; і) сыравіна; к) каштоўныя паперы; л) таварная.

11 клас. Грамадазнаўства
Тэставыя заданні “Асновы працоўнага права”
1. Працоўнае права – гэта галіна права, якая:
а) абараняе правы і інтарэсы работнікаў і наймальнікаў;
б) рэгулюе маёмасныя і асабістыя немаёмасныя адносіны;
в) абараняе правы членаў сям’і;
г) устанаўлівае дзяржаўныя гарантыі працоўных правоў і свабод грамадзян
2. Функцыі працоўнага права
а) сацыяльна-прававая абарона работнікаў;
б) абарона законных правоў і інтарэсаў наймальнікаў;
в) недапушчальнасць самавольнага ўмяшання ў прыватныя справы;
г) абарона недатыкальнасці ўласнасці.
3. Пры уладкаванні на працу заключаецца:
а) пагадненне аб умовах працы;
б) працоўны дагавор;
в) кантракт;
г) калектыўны дагавор
д) дэкларацыя аб правах і абавязках работніка
4. Пры ўладкаванні на працу упершыню грамадзянін абавязкова павінен прад’явіць:
а) дакумент, які сведчыць асобу;
б) працоўную кніжку;
в) заключэнне медыка-рэабілітацыйнай экспертнай камісіі (МРЭК) аб стане здароўя;
г) дакумент аб адукацыі;
д) страхавое пасведчанне
5. Работнік абавязаны:
а) выконваць тэхніку бяспекі;
б) правесці ўводны інструктаж па ахове працы;
в) добрасумленна выконваць свае працоўныя абавязкі;
г) беражліва адносіцца да маёмасці наймальніка;
д) прымаць меры па прафілактыцы вытворчага траўматызму;
е) зацвердзіць дакументы, якія рэгламентуюць унутраны працоўны распарадак.
6. Рабочым лічыцца час:
а) калі работнік павінен знаходзіцца на рабочым месцы і выконваць свае працоўныя абавязкі;
б) калі работнік знаходзіцца на рабочым месцы і выконвае свае працоўныя абавязкі;
в) калі работнік фактычна знаходзіцца на рабочым месцы і выконвае свае працоўныя абавязкі;
7. Узнагароджанне за працу залежыць ад:
а) колькасці выконваемай працы;
б) узроста работніка;
в) якасці працы;
г) сацыяльнага становішча работніка
8. Працоўная дысцыпліна – гэта:
а) парадак знаходжання на рабочым месцы і выканання сваіх працоўных абавязкаў;
б) падпарадкаванне ўстаноўленаму працоўнаму распарадку;
в) належнае выкананне сваіх абавязкаў;
г) здольнасць работніка належным чынам выконваць свае працоўныя абавязкі
9. Работнік мае права скасаваць працоўны дагавор:
а) папярэдзіўшы наймальніка пісьмова за адзін месяц;
б) папярэдзіўшы наймальніка пісьмова за адзін тыдзень;
в) пасля заканчэння тэрміну кантракта;
г) у выпадку хваробы ці інваліднасці
10. Наймальнік мае права скасаваць працоўны дагавор пры:
а) неадпаведнасці работніка займаемай пасадзе;
б) нез’яўленні на работу з прычыны часовай непрацаздольнасці;
в) спазненні на работу на 15 хвілін;
г) заканчэнні тэрміну кантракта;
д) змяненні месца знаходжання арганізацыі, у якой працуе работнік


1 комментарий:

  1. "Бенджамін Брыл Лі быў вельмі прафесійным ва ўсе часы, і даў мне ведаць пра ўсё, што адбывалася. Калі ў мяне ўзніклі пытанні, ён заўсёды мог бы адказаць. Гэта была мая першая купля жылля, я нічога не ведала пра працэс пазыкі, і ён вельмі лёгка зразумеў рэчы, якія былі ў мяне. Мне вельмі спадабалася працаваць з ім ".
    Ён займае крэдытны супрацоўнік, які працуе з групай інвестараў, якія гатовыя фінансаваць любы праект альбо пазычыць вам любую суму з вельмі нізкай цікавасцю. Звяжыцеся з Бенджамінам Брылем Лі E-Mail: Lfdsloans@outlook.com Whats-App Number: + 1-989 -394-3740.

    ОтветитьУдалить